Офисная работа, о которой мечтают многие, является не такой уж и привлекательной, как кажется на первый взгляд. Офисный работник в белой накрахмаленной рубашке производит впечатление позитивности и успешности. Несмотря на многие минусы этой специфичной профессии, такие как, постоянное нервное напряжение, высокая загруженность, сидячий, малоподвижный образ жизни, работа в офисе является небезопасной. Опасность заключается в том, что работникам офиса уделяется мало внимания на обучение по охране труда, ошибочно полагая, что в офисе отсутствуют риски по сравнению с производством. Для сотрудников офиса не предусмотрено законодательством проведение инструктажа на рабочем месте. Так, согласно, Постановления Правительства 1/29 освобождены от первичного и повторного инструктажей работники, не связанные с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования. В результате недостатка обучения по охране труда, офисные сотрудники порой не знакомы с опасностями в офисе и в производственных помещениях. Однако, по статистике, несчастных случаев с участием работников офиса ежегодно происходит не меньше, чем в производственных цехах. Поэтому при проведении оценки рисков необходимо оценить все опасности для офисных работников, чтобы предотвратить несчастные случаи. В реестр опасностей, в первую очередь, необходимо включить те опасности, где несчастный случай уже имел место. Типичными травмами сотрудников офиса являются, переломы, растяжения связок, вывихи, порезы бумагой и повреждение пальцев рук канцелярскими принадлежностями, кнопками, канцелярскими ножами и др. Первое и необходимое условие для исключения рисков на рабочем месте, это выполнение правил и соблюдение инструкции по охране труда.
Тем не менее, даже соблюдая требования охраны труда с работниками происходят нетипичные, редкие несчастные случаи:
- Сотрудник офиса попытался потушить горящую урну в помещении для курения. Он взял огнетушитель, размотал шланг, сорвал пломбу и повернул рычаг. Но не удержал в руке шланг с наконечником запорно-пускового устройства огнетушителя, который отскочил и ударил по глазу, повредив роговицу глаза. Отсутствие на работе, в результате несчастного случая, составило более 30 дней. Предложены мероприятия, включить работников офиса в перечень работников для обязательного обучения пожарной безопасности Го и ЧС.
2. На сотрудника офиса совершил наезд погрузчика на складе готовой продукции. Работник решил сократить путь и двигался по горизонтальной траектории движения, переходя дорогу, по которой двигались погрузчики. Выезжавший задним ходом погрузчик, не заметил пешехода. Пешеход также находился спиной к погрузчику и не смог предотвратить наезд. Отсутствие видимости для обоих участников происшествия явилось одной из причин несчастного случая. В результате работник офиса получил перелом ноги и 45 дней нетрудоспособности. Мероприятия, провести Инструктаж с работниками офиса о правилах движения в складских помещениях.
3. Из-за жаркой погоды в летнее время, сотрудница офиса почувствовала себя нехорошо, она ушла в комнату для отдыха, закрыла дверь на замок и потеряла сознание. Понадобилось время, чтобы найти ключи и открыть помещение, где находилась пострадавшая, а также найти нашатырный спирт, чтобы привести её в сознание. Во время падения она ударилась головой об острый угол стола и получила сотрясение мозга. Нетрудоспособность работницы составила 2 недели. Мероприятия, установить кондиционеры для охлаждения воздуха в жаркий период.
4. Сотрудник офиса не заметил стекла во входной двери при входе в здание и сломал нос о стекло. Нетрудоспособность работника составила 8 дней. Мероприятия, установить знак открывания двери «к себе» и визуальные наклейки «желтые круги».
Примеры несчастных случаев, произошедших с офисными работниками, подтверждают, что оценку рисков офисных работников следует проводить не менее ответственно, по сравнению с оценкой рисков производственного персонала. Выходит, что офис, это место повышенной опасности!
Определяем «Фактор риска», или, как его еще называют «Реестр опасностей» для офисных сотрудников.
- Опасность падения после уборки или пролитых чая и кофе, мокрый пол;
- Опасность спотыкания и падения из-за плохой освещенности в помещении;
- Опасность спотыкания и падения на лестнице и лестничных пролетах;
- Опасность падения со стула или кресла при раскачивании;
- Опасность падения с приставных тумб или со стола;
- Опасность падения из-за препятствий на пути или перепада высот пола, ступеньки;
- Опасность падения из-за препятствий на полу, разбросанных проводов и других предметов;
- Опасность падения на улице, снег, гололед;
- Опасность обрушения стеллажей и полок с папками;
- Опасность столкновения с человеком;
- Опасность удара, ушиба о торчащие углы столов и другой мебели;
- Опасность порезов бумагой, острыми предметами, заусенцами на столах и мебели;
- Опасность повреждения рук канцелярскими принадлежностями;
- Опасность принятия большого количества решений, напряженность трудового процесса;
- Опасность переноса груза большого веса, тяжесть трудового процесса;
- Опасность поражения электрическим током от электрооборудования;
- Опасность из-за неправильной эргономики (неправильная высота стола, неудобные стулья, неверное расстояние от компьютера до глаз);
- Опасность перенапряжения глаз, шеи и поясницы;
- Опасность пролива горячего чая, кофе на себя и коллег, ожог;
- Опасность отравления в столовой;
- Опасность загромождения эвакуационных выходов;
- Опасность пожара, удушения из-за дыма и огня;
- Опасность скопления большого количества людей;
- Опасность получения травмы глаз при неумелом использовании огнетушителей;
- Опасность наезда транспорта при движении по территории и цехе;
Подсчитываем вероятность опасности и последствия опасности, используя матрицу оценки рисков. С данным методом оценки можно ознакомится в предыдущей статье: «Матрица оценки рисков по трех уровневой шкале»
Получаем «Текущий уровень риска» или «Реестр профессиональных рисков» для сотрудников офиса
Разрабатываем мероприятия на снижение риска по иерархии: исключение, снижение, замена.
После проведения оценки рисков на предприятии должен находится пакет документов:
- Приказ о создании комиссии;
- Положение об управлении профессиональными рисками;
- Реестр опасностей офисных сотрудников;
- Реестр рисков или сводная ведомость результатов оценки для сотрудников офиса;
- Мероприятия для снижения рисков;
- Карта оценки рисков;
Более подробно, как провести оценку рисков, расскажет данное видео.
Предыдущие статьи по Оценке рисков:
Для проверки знаний и закрепления материала рекомендуется всем работникам пройти тест по оценке рисков по матричной трехуровневой шкале оценки рисков.
Свежие комментарии